ЭКиП № 4. ШУМ БОЛЬШОГО ГОРОДА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТАРТУЕТ В УФЕ 11 АПРЕЛ

Все новости

ЭКиП № 11 КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ?

Загрязнения воздушного бассейна, вызванные антропогенным воздействием продуктовжизнедеятельности цивилизации, сформировавшейся к началу XXI в., привлекли особоевнимание не только ученых и специалистов, но и широкой политической и гражданской элитыпосле принятия большинством стран ООН парадигмы устойчивого развития в 1992 г. в Рио-деЖанейро,подтвержденной на конференции РИО+20 в 2012 г.

Повышенное внимание мирового сообщества к проблемам состояния воздушнойатмосферы отражено в медиа-средствах практически только активной пропагандой опасностипотепления климата на планете, вызванной антропогенным эффектом избыточного выделенияпарниковых газов. В результате появилась программа "Киотский протокол". Его подписала иРоссия, прежде всего по политическим соображениям укрепления сотрудничества с ЕС,несмотря на отрицательное отношение отечественных ученых к эффективной бизнес-идеесоздания нового обширного рынка экологического товара — объема индустриальныхвыбросов парниковых газов в атмосферу.

Используя социальную востребованность населения в улучшении качества атмосферноговоздуха, авторам определяющей роли антропогенных факторов модели парниковогопотепления удалось сформировать новый емкий рынок необъятногоэкологоориентированного товарного продукта, реально существовавшего (выбросы ватмосферу от промышленных предприятий и транспорта), но не имевшего цены. Движущейсилой рынка стала цена эквивалентной тонны выбросов СО2.

Однако оригинальная и успешно реализованная в первые годы (2004 — 2007) идеявоздушных квот натолкнулась на спекулятивный механизм оформления торгов ивозникшийдополнительный сдерживающий механизм индустриального развития многих стран, активноподнимающих свою экономику. Кроме того, возникла опасность, что высокая оценкауглеродных единиц (эквивалент СО2) может привести к радикальному пересмотру всейсистемы ценообразования на энергетическом рынке традиционного сырья, снижаяэкономическую эффективность углеродного рынка. Допустить это не могут ни банки, нинефтегазовые гиганты мировой экономики. Многие страны, начиная с 2010 г., отказались отнавязанных Киотским протоколом ограничений. От количественных обязательств отказалась в2012 г. и Россия. В 2013 г. цена выбросов стала на полтора порядка ниже прогнозированныхавторами бизнес-проекта 2004 г.

При этом опасное влияние других атмосферных загрязнений, приносящих значительныйущерб населению планеты, остается вне активного поля внимания политических лидеров ибизнес-элит.

Атмосферные загрязнения ионами тяжелых металлов, а также продукты вторичногосинтеза (в результате взаимодействия сложных химических соединений) уходят ватмосферувместе с дымом труб промышленных предприятий. Образующиеся аэрозоли и взвесиугнетают также гидро- и литосферу Земли. В их числе значительное количествосоединенийсеры, не входящих в группу парниковых газов, особо опасные радиоактивные иливысокотоксичные органоминеральные вещества и соединения, содержащие свинец, ртуть,ароматическую органику и пр.

Вместе с тем углекислый газ вне зависимости от природы его происхождения,поглощаемый фитосинтезируемой массой, рождает важнейшие органические начала живых существ вместе со свободным кислородом, а следовательно, выводит повышенный его уровень на новые горизонты сохранения равновесия в биосфере. Блестящее подтверждение полезности нового баланса уровня СО2 в атмосфере и его влияния на активный рост зеленой массы опубликовано недавно американскими учеными в журнале ProceedingsoftheNationalAcademyofScience. Они доказали бо′льшую потребность фитомассы в поглощении СО2 почти на 16 % в сравнении с прежней моделью расчета потребности углекислоты для фитосинтеза и определенных на этой основе темпов прироста температур, заложенных "киотскими моделями" расчета на конец XXI в. Насколько повысится или снизится температура на планете к концу века, исходя из скорректированных показателей потребного количества СО2, покажут расчеты и исследования ближайшего будущего.

Мы еще раз останавливаемся на необходимости понимания самой сути первопричины антропогенного потепления как удачной бизнес-модели, высказанной мировым сообществом более 20 лет назад, но постепенно затухающей под давлением новых научных исследований равновесия и стабильности в биосфере Земли, о которых в своем письме Президенту России писал по случаю подписания Киотского протокола Президент Российской академии наук:"Киотский протокол не имеет научного обоснования. Киотский протокол неэффективен для достижения окончательной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), как она изложена в ст. 2", — не допустить опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.

Объективно это вызвано тем, что число химических соединений, обнаруженных в атмосфере к началу XXI в., в том числе искусственно созданных человеком, превышает 7 млннаименований, влияние многих из которых на здоровье живых организмов и растущих систем или неизвестно, или мало изучено.

Стремление найти единые индикаторы оценки устойчивого развития человеческой цивилизации в соответствии с принятой ООН парадигмой 1992 г. для значительных территорий стран или их регионов пока демонстрирует гигантские расхождения в признании таких показателей и выстроенных на их основе межгосударственных экологических рейтингах. Это затрудняет их объективное оценочное и прогнозное использование в странах с разной экономикой, климатом, культурой быта.

Сейчас изучаются возможности создания аналога Киотского протокола. Россия не должна повторить свои ошибки, сдерживающие инновационное развитие, и потребовать учесть свое донорское влияние на сохранение свободного кислорода атмосферы, спасающее индустриальную Европу с учетом новых данных о необходимом объеме углекислоты для активного поддержания биосферного равновесия.

В.Д. Кальнер

Главный редактор